MCC 2025 № 12

на электродуговые. Вместо железной руды и кокса европейские компании должны перейти на использование металлолома или железа, восстановленного «зеленым» водородом. Его, в свою очередь, надо получать в электролизерах, работающих на возобновляемой солнечной и ветряной энергии (даже ГЭС и АЭС в этом плане недостаточно «кошерные»). В соответствии с планами, обнародованными в начале 2020-х годов, до 2030 г. в Евросоюзе должно появиться 40—50 млн т в год новых электросталеплавильных мощностей. В их число входили электродуговые печи, строящиеся на месте доменных, а также стартапы, реализующие проекты водородной металлургии. В частности, к таким стройкам уже приступили корпорации Tata Steel в Великобритании, SSAB в Швеции и ArcelorMittal в Испании. Но, как говорится, гладко было на бумаге. Климатическая стратегия окончательно отправила европейских металлургов в глухой тупик. Прежде всего, из-за дорогостоящей электроэнергии новые мини-заводы стали неконкурентоспособными на мировом рынке. По оценкам А. Гордиенко, директора по экспорту в испанской металлургической компании Celsa Group, только за счет электричества себестоимость выплавки стали выросла на €70 за тонну. Согласно расчетам Хенрика Адама (Henrik Adam), исполнительного директора Tata Steel Netherlands, если все анонсированные на сегодня проекты «зеленой» металлургии будут реализованы, потребность отрасли в электроэнергии возрастет с 75 ТВт.ч в год в среднем за прошлое десятилетие до 165 ТВт.ч в 2030 г. Это соответствует 6% генерации во всем Евросоюзе за 2024 г. (2732 ТВт.ч). Причем, Х. Адам не учитывает очень энергоемкое получение «зеленого» водорода. Чтобы сделать европейскую металлургию водородной, в 2050 г. придется затрачивать на эти цели около 230 ТВт.ч электроэнергии в год. Пока все надежды на бурный рост водородной отрасли в Евросоюзе оказались тщетными. «Зеленый» водород по-прежнему очень дорогой: он в несколько раз дороже природного газа, причем без учета очень не простой и дорогостоящей логистики. Кроме того, выяснилось, что для получения высококачественной стали, пригодной, в частности, для получения автолиста, нужно использовать высококачественный металлолом с минимальным содержанием меди. А такого сырья в Европе собирают мало, и оно дорого. В целом, по оценкам Fastmarkets, стоимость «зеленого» листового проката, при производстве которого эмиссия углекислого газа составляет 0,8—1 т на тонну стали (на традиционных металлургических комбинатах — 1,65—2,3 т), более чем на €200 за тонну превышает нынешний рыночный уровень. Конечно, некоторые компании заключают договора на покупку такого проката, чтобы показать свою приверженность климатической политике, но в целом за 2024 г. оборот в этом секторе, по данным Fastmarkets, составил всего лишь около 100 тыс. т. Реальные премии, как правило, находились в интервале €100—130 за тонну. Не удивительно, что европейские металлурги громко говорят о кризисе в отрасли и просят поддержки у европейских правительств и Еврокомиссии. И кое-чего им удалось добиться. Двойное решение Основные требования европейских производителей стали сводятся к двум пунктам: P снижение тарифов на электроэнергию до уровня основных конкурентов; P ограждение от конкуренции со стороны зарубежных производителей, которым не надо затрачивать средства на климатическую политику и на выбросы углекислого газа. В отношении тарифов дело совершенно дохлое. Для этого следует отказываться от навязывания «зеленой» энергии, но на это европейские власти никогда не пойдут по жестким идеологическим причинам. Федеральный канцлер Германии Фридрих Мерц (Friedrich Merz), правда, заявил в начале ноября, что рассматривает вопрос о субсидировании электроэнергии для промышленности, чтобы потребители могли платить всего €50 за 1 МВт.ч, но на него дружно вызверились всей Европой — ведь это создаст «несправедливые» преимущества для европейских металлургов. Зато с задачей по ограничению импорта Европейская комиссия справляется на пять с плюсом. За последние месяцы она разработала двухуровневую стратегию, которая должна привести к резкому сокращению поступления зарубежной стальной продукции на рынок Евросоюза. В начале октября было заявлено о сокращении квот на импорт проката и труб. Годовой лимит, покрывающий WWW.METALINFO.RU 107

RkJQdWJsaXNoZXIy MjgzNzY=