международные выставки
"Металлоснабжение и сбыт",  июнь (2006)

Этот сложный рынок


Андрей Шерыханов

На выставку Wire 2006 в Дюссельдорф приехали практически все крупнейшие российские производители метизов, такие как ММК-Метиз, Северсталь-метиз, Мечел. На экспозиции Северсталь-метиз представил не только себя, но и приобретенную в апреле этого года английскую фирму Carrington Wire.

 Известно, что сегодняшний российский рынок метизов сложный — конкуренция крайне высока. Новыми видами и качеством продукции уже мало кого удивишь. Казалось бы, ситуация безвыходная, но выяснилось, что «набирать очки» можно скупая готовые рынки сбыта. К примеру, завладев Carrington Wire, Северсталь приобрела многолетнюю клиентскую базу в Европе. Кроме того, теперь российская компания может освоить ноу-хау британцев и их опыт.

Однако здесь следует остановиться. Статья об экспансии российских предприятий на Запад была опубликована в журнале Metal Bulletin (открывалась новостью про покупку Carrington Wire) и называлась не иначе как «Преследуемый медведем». Этим все сказано — европейцы, как и раньше, с подозрением относятся к россиянам, не верят, что мы способны освоить новые технологии и западные модели ведения бизнеса.

Другой красноречивый пример: уже несколько лет Северсталь-метиз «воюет» с Еврокомиссией по поводу снятия антидемпинговых мер в отношении череповецких канатов на экспорт в страны ЕС. Пока безрезультатно. С 2001 г. действует Обязательство по минимальным ценам на некоторые виды канатов, подписанное Комиссией ЕС и ЧСПЗ (Северсталь-метиз). Канатная продукция, не вошедшая в список, облагается пошлиной 36,1% для ЧСПЗ и 50,7% для остальных российских производителей.

Несмотря на такие непростые отношения между Западом и Востоком, британцев новый собственник Carrington Wire, похоже, устраивает. К тому же, по словам президента Carrington Wire С. Солоусова, внутреннее устройство английской компании будет сохранено. «Эта сделка — всего лишь пример работающего капитализма, — говорит директор отдела маркетинга Carrington Wire Ж. Редман, — у нас не было достаточных инвестиций, и вдруг появилась реальная возможность дополнительной прибыли. Сделку с Северсталью мы считаем очень перспективной, это новая глава в истории нашей компании». Таким образом, подтверждается правило, когда европейским фирмам необходимы свежие капиталы, которые, зачастую, невозможно получить в пределах ЕС. «Нам нужны были инвестиции не только для приобретения нового оборудования, — продолжает Ж. Редман, — но и для внедрения новых информационных систем, обеспечения компании сырьем; мы возвращаемся к стали».

Действительно, в Европе метизный бизнес, как и стальной, очень консолидирован, и если компания оказывается за рамками этой консолидации, то существует большая вероятность, что она прогорит. Европейские фирмы не пытаются, как, например, их китайские коллеги, выиграть на рынке путем снижения цен, а делают ставку на развитие продукции и сервиса.

Carrington Wire занимает на европейском рынке одну из лидирующих позиций. По словам Ж. Редман, 2005 г. оказался для компании очень успешным. «Но нужно быть частью большой семьи, — повторяет англичанка, — иначе к 2010 г. мы потеряем свои позиции на рынке». Интересно, что Carrington Wire не продает собственную продукцию через дистрибьюторов, а поставляет ее напрямую, через свои офисы. Компания выпускает 200 тыс. т продукции в год, которую продает в 50 стран мира. Carrington Wire производит упаковочную, электрооцинкованную, сварочную, гальваническую и другие сорта проволоки для строительного и промышленного секторов. Один завод компании находится в г. Элланде в графстве Вест Йоркшир (West Yorkshire), другой — в Кардиффе (South Wales). Отдельно, недалеко от Ливерпуля, на предприятии Rylands Wire Products («дочка» Carrington Wire) производятся гвозди и упаковочная проволока. В прошлом году на заводе в Элланде был резко увеличен выпуск оцинкованной проволоки. В целом сегодня на британский рынок поставляется 400 тыс. т проволоки в год, из них 90 тыс. т импортируется.

Будет ли экспортироваться продукция Carrington Wire в Россию — вопрос открытый. С одной стороны, британская фирма выпускает продукцию для строительной индустрии, которая у нас активно развивается, с другой — привычный вектор экспорта метизов компании в Европу вряд ли изменит свое направление. А как же Россия?

«Carrington производит пружинную проволоку. Похожую продукцию мы делаем в Череповце и Орле, — говорит директор по маркетингу Северсталь-метиза С. Семенов, — вот только англичане помимо этого еще выпускают арматурно-стабилизированные пряди, которые в России никто не производит». К тому же, Carrington Wire делает проволоку под холодную высадку для производства крепежа. Вопрос упирается в стоимость продукции. Как известно, Великобритания — страна недешевая, и продукция Carrington Wire, по российским меркам, стоит немалых денег. Вместе с тем, по словам С. Семенова, поставки английской проволоки в Россию возможны. Скорее всего, будут экспортироваться стабилизированные арматурные пряди, но говорить об этом с полной уверенностью пока нельзя.

Российский рынок метизов, по словам А. Носова, «тяжелый и предсказуемый» — производится всего 2,2-2,3 млн т в год. Компании «толкаются» на одних и тех же рынках, и потеснить друг друга представляется возможным только какой-то особой ценовой политикой.

В настоящее время Северсталь-метиз является лидером по объемам производства метизов в России (более 30%). По данным пресс-службы компании, в I квартале 2006 г. Север-сталь-метиз отгрузила потребителям почти 200 тыс. т продукции, из них на экспорт — более 57,5 тыс. т. В феврале 2006 г. компания приобрела украинское предприятие Днепрометиз (60% плюс одна акция). Два завода Северсталь-метиз — Орловский и Волгоградский — перевыполнили план на 11% (в первую очередь, это высокоуглеродистая продукция). В тоже время запланированных показателей по внутреннему рынку достичь не удалось (отклонение 2%), в частности, по проволоке ВР-2 для РЖД.

С октября 2005 г. по март 2006 г. увеличились объемы закупаемого Северсталь-метизом металлопроката Северстали. Катанки было получено на 4% больше, чем за аналогичный период прошлого года, сортового проката — в два раза больше. Значительно увеличились закупки сорта со станов «250» и «350».

«Они правильно сделали, что приобрели Carrington Wire, — высказывает свое мнение о покупке Северсталью британской фирмы гендиректор ММК-Метиз А. Носов, — мы также работаем в этом направлении, могу сказать, что переговоры ведутся, но я не имею права называть эти компании».

Российский рынок метизов, по словам А. Носова, «тяжелый и предсказуемый» — производится всего 2,2-2,3 млн т в год. Компании «толкаются» на одних и тех же рынках, и потеснить друг друга представляется возможным только какой-то особой ценовой политикой. «Из-за насыщенности рынка и соблюдения вышеуказанных объемов трудно получать реальную прибыль», — сетует А. Носов. Тем не менее, по информации пресс-службы ММК, магнитогорские метизники в этом году планируют в полтора раза увеличить объемы экспорта по отношению к предыдущему году.

Напомним, что компания ММК-Метиз проводит модернизацию, распланированную до 2010 г. В текущем году, после запуска стана «170», на предприятии будет выпускаться новая катанка. Попутно предполагается запуск новых электропечей, а в конце лета завершится объединение двух заводов ММК-Метиз — калибровочного и метизно-калибровочного.

Как отметил А. Носов, выставка в Дюссельдорфе прошла для ММК-Метиза удачно. Были интересные встречи с австрийцами — EBNER (производитель термообрабатывающих установок для переделки полуфабрикатов в черной и цветной металлургии), с бельгийцами — FIB (создают промышленные печи для выпуска стальной проволоки).

Компании ищут новые пути для получения существенной прибыли, и первый серьезный шаг в этом направлении сделала Северсталь. Действительно, если метизный рынок в России едва движется вперед, почему бы не купить готовый рынок сбыта где-нибудь в центре Европы? Теперь остается подождать — станет ли это тенденцией для крупных российских метизников или останется единичным случаем.

В I квартале 2006 г. два предприятия ММК совмест-но произвели 105,6 тыс. т продукции, из которых 63,1 тыс. т выпущено на калибровочном, а 42,5 тыс. т — на метизно-калибровочном заводах. Это на 6,4% меньше, чем в I квартале прош-лого года.

Третий крупный производитель метизов в России — Мечел (в 2005 г. консолидированный объем выпуска метизов превысил 557 тыс. т), который кроме различных видов катанки, проволоки, канатов, сетки и гвоздей привез на выставку свои новинки. Например, пружинную проволоку Белорецкого меткомбината и низкоуглеродистую проволоку повышенного качества Вяртсильского метизного завода.

Помимо Северстали, ММК-Метиза и Мечела в Дюссельдорф приехали небольшие российские компании, для которых участие носило скорее имиджевый характер. Например, Солнечногорский завод металлических сеток Лепсе. Это именно тот случай, когда компания встречается со своими клиентами и парт-нерами из Европы на их территории (в частности, с компанией EVG, у которой завод Лепсе недавно приобрел станок).

Российский рынок метизов не переживает каких-то резких перемен, как, например, трубный. Ежегодный рост метизного рынка не превышает 3-4%. Тем не менее, компании ищут новые пути для получения существенной прибыли, и первый серьезный шаг в этом направлении сделала Северсталь. Действительно, если метизный рынок в России едва движется вперед, почему бы не купить готовый рынок сбыта где-нибудь в центре Европы? Теперь остается подождать — станет ли это тенденцией для крупных российских метизников или останется единичным случаем.


В печатной версии страница №58  | Количество просмотров: 2558  |  Комментариев: 
Ваша оценка:  (Голосов: )

  Ваш комментарий
Ваше имя *
Текст *
  * Отмеченные поля необходимо заполнить