В 2007 г. в центре Екатеринбурга закончилось строительство 16-этажного офисного здания Группы Синара. Оно оснащено самыми современными инженерными системами, начиная от залов с видео-конференц-связью, заканчивая IP-телефонией и беспроводной сетью Wi-Fi. Мы встретились с Г. Глезером, начальником Управления информационных технологий ЗАО «Группа Синара», который курировал инженерно-технологическое обеспечение данного проекта, чтобы узнать о проекте подробнее.
Гилел Давидович, расскажите, пожалуйста, об «исходной» задаче этого проекта?
Такого выбора, типичного для ИТ-проектов — делать проект или подождать еще — у нас, конечно же, не было. Строительство своего здания было стратегической задачей Группы Синара, территориальная разобщенность офисов которой становилась одним из факторов неэффективной работы персонала. В рамках реализации этого проекта перед нашим управлением была поставлена задача по оснащению нового здания инженерными системами, отвечающими самым современным требованиям и обеспечению их стабильного функционирования.
Современное офисное здание не может нормально функционировать без определенного набора инженерных систем. В нем должно быть все, что необходимо для работы компании, идущей в ногу со временем — внутренние и внешние коммуникации, центры обработки данных и обеспечения безопасности и т.д. Мы все это учли и заложили в основу проекта.
Привлекались ли в процессе реализации проекта сторонние компании?
Проект, будучи достаточно масштабным и дорогостоящим, потребовал привлечения сторонних организаций для осуществления проектирования, монтажных и пусконаладочных работ. При выборе компаний мы руководствовались определенными правилами, принятыми в Группе Синара. Организовали тендер, в ходе которого получили технико-коммерческие предложения от пяти организаций. Так что было из кого выбирать. При рассмотрении предложений оценивались, прежде всего, комплексность и технологические аспекты предлагаемых решений, их системный характер и, конечно, опыт данной организации в реализации подобных проектов. В результате, в качестве головного подрядчика была выбрана компания Оптима-интеграция (Москва). Она входит в холдинговую структуру (ГК «Оптима»), имеющую опыт работы и финансовые возможности, необходимые для реализации проекта.
С какими трудностями вы столк-нулись на этапе реализации проекта?
Разумеется, как и при реализации любого крупного проекта, были трудности как технического, так и организационного характера. Проект изначально предусматривал использование современных решений и новейшей элементной базы, опыта реализации которых в России на тот момент ни у кого не было. Не вдаваясь в подробности, приведу простой пример. На момент реализации проекта ни в одной организации не было случаев внедрения IP-телефонии, рассчитанной на 1 тыс. внутренних абонентов, без подстраховки со стороны традиционной телефонии. И мы были первыми, кто это сделал, и, по-моему, пока остаемся единственными. IP-телефония с использованием практически всех предусмотренных сервисов вот уже около года без сбоев обслуживает сотрудников офиса Группы Синара. Не буду скрывать, трудности, обусловленные желанием использовать в инженерных системах новейшие технологические решения, не всегда апробированные на практике, возникали как на стадии проектирования, так и на последующих этапах реализации проекта. Важно, что возникающие задачи решались с наименьшими затратами времени, финансовых ресурсов, со сведением к минимуму возможных рисков.
С. Востряков
Начальник отдела системного и прикладного программного обеспечения ЗАО «Группа Синара», куратор проекта
Согласно проекту информационные системы объединены на основе гибкой и хорошо масштабируемой гетерогенной сети, позволяющей передавать любые виды трафика: данные, голос, видео и т.д. Это плюс: применение IP-телефонии дало значительную экономию за счет сокращения затрат на материалы и монтажные работы, а также избавило от ряда проблем, связанных с применяемой традиционной телефонией, на этапе эксплуатации (например, необходимость масштабирования, перекоммутации). Комплексность решений также позволила получить дополнительные сервисы, такие как call-центр, единый телефонный справочник, голосовая почта, видеотелефония, безбумажная служба факсов. Все они востребованы и ежедневно используются сотрудниками компании, способствуя повышению производительности труда.
Если говорить о дальнейшем развитии, то мы, конечно же, будем и дальше расширять функциональность систем и IP-телефонии в частности. Как на этапе проектирования и реализации проекта, так и при дальнейшем его развитии большое внимание уделялось и будет уделяться защите информации. Ведь наличие легкодоступных телекоммуникационных средств вызывает ряд дополнительных проблем, связанных с вопросами защиты информационных ресурсов и контроля передачи конфиденциальных данных.
Насколько ваши сотрудники были готовы работать с новыми технологиями?
Мы провели своевременное обучение персонала, которому предстояло в дальнейшем эксплуатировать создаваемые инженерные системы. Ведущие специалисты начали знакомство с системами еще на стадии их проектирования. Большинство из них приняли участие в пусконаладочных работах, пройдя при этом предварительное, с развертыванием специальных стендов, обучение сервисам конкретных систем. Все это способствовало эффективному вводу в эксплуатацию инженерных систем.
Эффект от создания интегрированной системы мониторинга и диспетчеризации мы видим, прежде всего, в минимизации рисков и связанных с ними возможных потерь. Но также очевиден и тот факт, что эта система позволяет минимизировать численность обслуживающего персонала и в целом сократить затраты на обслуживание всех инженерных систем, получая таким образом синергетический экономический эффект.
Какие у вас планы по развитию проекта?
Инженерные системы спроектированы таким образом, что при минимальных затратах имеется возможность расширять функциональность и увеличивать численность и мощность охватываемого ими оборудования. В этом залог их развития и совершенствования в будущем. Однако на текущий момент актуальной задачей, которую мы планируем решить до конца текущего года, а возможно и раньше, является сдача в эксплуатацию единой интегрированной системы мониторинга и диспетчеризации всех инженерных систем здания, позволяющей контролировать и фиксировать основные жизненно важные параметры. С ее созданием завершается реализация изначальных решений, заложенных в проекте.
Локально и сейчас каждая из инженерных систем здания в большей или меньшей степени контролируется и диспетчеризируется, без этого их эксплуатация просто невозможна. Интеграция мониторинга и диспетчеризации позволяет повысить качество анализа и на его основе предвосхищать возможные нештатные ситуации. И не только это. Появляется возможность рассматривать и организовывать работу инженерных систем во взаимосвязи, обеспечить оперативное реагирование на возникающие изменения в их работе (обеспечить требуемую реакцию там, где реакции человека недостаточно). В качестве примера могу привести системы жизнеобеспечения и стабильной работы центра обработки данных, где располагается достаточно дорогое оборудование. Помещения центра (основное и запасное) снабжены системами вентиляции, пожаротушения, охлаждения, бесперебойного питания и т.д. Мониторинг этих систем, от которых зависит работоспособность большого числа бизнес-приложений, и риск остановки которых связан с большими финансовыми потерями, очень важен. Эффект от создания интегрированной системы мониторинга и диспетчеризации мы видим, прежде всего, в минимизации рисков и связанных с ними возможных потерь. Но также очевиден и тот факт, что эта система позволяет минимизировать численность обслуживающего персонала и в целом сократить затраты на обслуживание всех инженерных систем, получая таким образом синергетический экономический эффект.
Здание для бизнеса, который не только эффективно работает сегодня, но и думает о том, как будет работать завтра
Д. Фомичев
Заместитель генерального директора компании Оптима-интеграция (ГК «Оптима»)
В проекте автоматизации здания Группы Синара сегодня выделяется два этапа. Первый — строительство инженерных систем в масштабе здания — уже завершен. Второй — создание автоматизированной системы диспетчерского управления инженерными системами здания — выполняется сегодня.
Среди систем, реализованных в рамках первого этапа, такие традиционные компоненты, как структурированная кабельная система здания, ЛВС, система корпоративной IP-телефонии, сеть электропитания с защитой от сбоев, доступ к эфирным спутниковым каналам, система гарантированного электропитания, комплекс инженерных систем ЦОД, оборудование помещений для проведения переговоров и презентационной деятельности.
Интересной технологической особенностью проекта является реализация ЛВС и системы корпоративной связи как единого комплекса. На всех уровнях реализации сети, от кроссового оборудования до систем обеспечения информационной безопасности, используются механизмы мониторинга и локализации аварийных событий. Активное оборудование, использованное при построении сети, обеспечивает необходимые для работы IP-телефонии механизмы приоритизации трафика. Вся территория здания, за исключением подвальных помещений, покрыта сетью Wi-Fi.
На уровне прикладных сервисов использовались решения, которые на момент начала работ можно было посмотреть и протестировать только в Европе или Америке. В частности, в масштабе предприятия работает система унифицированных коммуникаций от Cisco (Cisco Unified Communications), обеспечивающая сотрудников возможностями телефонии, обмена короткими сообщениями и электронной почты, видеосвязи. Все сотрудники имеют доступ к единой базе контактов вне зависимости от типа терминального устройства, будь то настольный IP-телефон, беспроводной IP-телефон или компьютер. В здании Группы Синара работает центр обработки вызовов, обладающий практически неограниченной настраиваемостью на конкретные сценарии работы.
В рамках второго этапа проекта решаются вопросы автоматизации и диспетчеризации основных процессов, от которых зависит жизнеобеспечение здания. Будет создан круглосуточно работающий диспетчерский центр, к которому, в перспективе, возможно подключение и удаленных офисов Группы Синара.
Еще на стадии изысканий проект по автоматизации здания Группы Синара приобрел черты интересного, предполагающего использование самых последних технологических достижений, пригодных для создания единого коммуникационного пространства предприятия, обеспечения эффективных коммуникаций, повышения отказо-устойчивости инфраструктуры, позволяющих оптимизировать бюджет проекта за счет комплексности подходов и использования унифицированных компонентов везде, где это возможно.
Одним из факторов, обеспечивающих успешную реализацию проекта, стал профессионализм специалистов эксплуатационных служб заказчика: изначально проект оценивается заказчиком, как способ решения его бизнес-задач, повышения эффективности его работы. Здание оснащается, что называется, «на вырост», чтобы удовлетворять требованиям развития бизнеса не только сегодня, но и завтра.