Оценить последствия финансового кризиса для металлургии пока не возьмется никто. Предприятия считают убытки, пересматривают горизонты планирования и сокращают расходы, в том числе на информационные технологии (ИТ). Михаил Янкелевич, насколько сильно, на ваш взгляд, отрасль заинтересована в информационных технологиях именно сейчас?
Конечно, кризис внес серьезные коррективы в существующий и потенциальный спрос на ИТ. Пока предприятия изо всех сил стараются сохранить баланс между сокращением расходов и эффективностью производства, им не до масштабных ИТ-проектов, и это понятно. А вот для существующих ИТ-систем кризис стал, в определенной степени, «лакмусовой бумажкой», обнажил все слабые места автоматизации. Именно с ними могут быть связаны точечные, краткосрочные внедрения, на которые сейчас сместились акценты и уровень реализуемых ИТ-проектов. Для предприятий, работающих в экстремальных экономических условиях, как никогда становится актуальной по-настоящему прозрачная бизнес-среда, без пресловутого «зоопарка решений», на базе унифицированного документооборота, грамотно выстроенных бизнес-процессов. И если вы посмотрите на отрасль в целом, то увидите, что именно такие предприятия имеют преимущество перед остальными в условиях кризиса.
Для меня очевидно, что в определенный момент отложенный спрос выплеснется на ИТ-рынок, и российские металлурги, пострадавшие от кризиса раньше и больше других, будут вынуждены существенно модернизировать производство и наращивать свою конкурентоспособность на мировом рынке. Одним из ожидаемых результатов кризиса является высокая заинтересованность собственников и руководителей в современных интегрированных системах управления как едином «источнике правды».
Жесткая рыночная ситуация заставляет металлургические компании искать новые стратегии ведения бизнеса и методы оптимизации. Какие решения вы можете отнести к таким стратегиям?
В оптимизации расходов, в частности на ИТ, могут помочь ИТ-услуги. Например, аутсорсинг — инструмент, правильное использование которого ощутимо повышает эффективность управления затратами на ИТ за счет масштабируемости приобретаемых сервисов, то есть возможности увеличивать или уменьшать их объем, уровень в зависимости от актуальных потребностей бизнеса. Схема «плати только за то, что используешь» в условиях жесткой необходимости сокращения непрофильных издержек актуальна как никогда. Недаром интерес отрасли к ИТ-аутсорсингу сильно вырос за последний год.
Каким вы видите потенциальный спрос металлургов? Когда отрасль сможет «перевести дух» и вернуться к стратегическим планам по модернизации производства?
С большой долей уверенности могу прогнозировать всплеск того самого «отложенного» спроса после того, как кризис перейдет хотя бы в фазу рецессии. Когда это случится, пока неизвестно. А вот каким будет этот спрос, предположить можно уже сейчас.
Новая экономическая ситуация, усиливающаяся конкуренция и требования операционной эффективности обязывают металлургов по-новому взглянуть на действующие ИТ-стратегии и провести тщательную ревизию имеющихся ИТ-ресурсов.
Метпредприятия будут стремиться к качественным ИТ-решениям, позволяющим эффективно поддерживать собственную бизнес-стратегию и сравнивать себя с рынком, с конкурентами.
А значит, будут весьма востребованы системы, позволяющие качественно управлять планированием производства и сбыта, прогнозировать и контролировать финансовые потоки, вести точный учет сырья, оперативно следить за ходом производственных процессов и т.д.
Что касается конкретных ИТ-решений, то, безусловно, тема ERP, как основы для эффективного управления компаниями и дочерними обществами, по-прежнему будет ключевой.
Последние несколько лет, вплоть до начала кризиса, металлургические компании инвестировали десятки миллиардов долларов в обновление основных фондов. Однако каким бы современным и совершенным не было оборудование, оно не может повысить эффективность производства в долгосрочной перспективе. Решение этой задачи лежит в области внедрения MES-систем. И это будет один из ИТ-хитов на ближайшие годы. Системы обеспечат планирование, регистрацию и контроль состояния производственных процессов, материалов, персонала, оборудования, позволят управлять ресурсами и качеством продукции и измерять производственную эффективность предприятия.
Кроме того, российским металлургам необходимо будет решать проблемы и задачи, связанные с территориальной распределенностью компаний и холдингов: создание business communications, или обеспечение неких единых принципов жизнедеятельности предприятий: создание и поддержка унифицированных для компании типовых бизнес-процессов, например, единого казначейства, системы бюджетирования и контроллинга. Думаю, после того, как отрасль более-менее оправится от удара и будет уточнена бизнес-стратегия, металлургические компании вернутся к проектам по созданию единого казначейства, систем управления инвестициями, корпоративных планировщиков.
Серьезные ресурсы скрыты также в сфере автоматизации процессов управления основными фондами (ЕАМ), технического обслуживания и ремонтов оборудования (ТОРО).
Кстати, недавно компания IBS провела специальное исследование об использовании и востребованности подобных решений в российской промышленности. Какие выводы были сделаны?
Выводы оказались столь же интересными, сколь и неутешительными. Качество бизнес-процессов в этой области находится на весьма низком уровне, по этому критерию мы по-прежнему сильно отстаем от Запада. Бóльшая часть крупных предприятий вообще не осуществляли автоматизацию этих процессов, и, хотя тему автоматизации ремонтов и управления основными фондами большинство руководителей считают важной, системно решением этой проблемы мало кто занимается. В результате предприятия несут громадные издержки, а также подвергаются риску техногенных аварий. Поэтому, думаю, эта проблема в скором времени выйдет на первый план, и металлургические предприятия станут уделять значительное внимание технологиям автоматизации EAM/ТОРО.
Спасибо!
Интервью подготовил Тимур Халудоров