Сергей Петрович, по одним оценкам, кризис уже завершился, по другим — близок к завершению. Как, на ваш взгляд, он отразился на работе компании Мекомп, да и в целом на ИТ-проектах в горно-металлургической отрасли?
Из числа активных проектов с начала кризиса у нас был остановлен только один. Причина достаточно понятная — на предприятии практически остановилось производство. Реализация остальных проектов продолжалась, был введен жесткий режим экономии финансов. А в целом по отрасли, несмотря на серьезные проблемы, начатые проекты продолжались, да и от новых практически никто не отказался. Началась реализация проекта на Группе НЛМК, готовится к реализации проект на ОМК (хотя правильнее говорить о продолжении, пилотный проект на Литейно-прокатном комплексе был завершен до начала кризиса), сейчас готовится к реализации проект на Северстали.
Вы говорите об ERP-проектах?
Да. А конкретно — о внедрении программных продуктов фирмы SAP. Почему именно SAP? Во-первых, SAP стала практически стандартом на предприятиях горно-металлургической отрасли государств СНГ, и, на мой взгляд, во многом благодаря работе Мекомп. Во-вторых, основным направлением нашей деятельности является внедрение SAP на горно-металлургических предприятиях. Причем на большинстве предприятий внедрение осуществлялось или самой компанией Мекомп, или при ее активном участии.
Из числа последних проектов какой вы оцениваете как самый успешный?
Оценка успеха — понятие очень субъективное. Пока нет формальных критериев, по которым можно объективно оценить успех проекта, поэтому я бы выделил наиболее значимый за последнее время. Таким, безусловно, является проект АрселорМиттал Кривой Рог.
Вы могли бы рассказать о нем поподробнее?
Да, конечно. АрселорМиттал Кривой Рог — это не только металлургическое предприятие, это конгломерат предприятий, в том числе обеспечивающий сырьем металлургическое производство и включающий в себя и шахты, и горнодобывающие объекты, вовлеченные в полный цикл производственной цепочки, требующей учета в рамках ERP-системы. Не стоит забывать еще о входящих в состав предприятия объектах соцкультбыта.
Функциональный охват также весьма велик: помимо стандартного набора, в первую очередь вошли также направления, как правило, внедряемые на последующих этапах. В объем проекта вошли следующие направления: «Учет и отчетность», «Управление основными средствами», «Управление затратами», «Управление сбытом», «Управление материальными потоками», «Управление качеством», «Управление производством», «Управление проектами», «Управление бюджетом», «Управление казначейством».
Реализация проекта началась в октябре 2007 г. Фактически к апрелю 2008 г. система была настроена в объеме прототипа и передана на тестирование и формирование окончательного варианта. С учетом всего объема задач, уточненных по результатам тестирования заказчиком, полная доводка для начала опытно-промышленной эксплуатации была выполнена за пять месяцев. В июле 2009 г. началась промышленная эксплуатация с отключением старых информационных систем.
В результате практически за полтора года была сформирована полнофункциональная система, покрывающая в значительной степени бизнес-потребности руководства предприятия, что с учетом бюджета проекта является довольно уникальным для данной отрасли прецедентом.
Проект такого масштаба, наверное, требует больших человеческих ресурсов?
Со стороны заказчика была создана проектная команда из 60 человек. С нашей стороны количество консультантов, участвующих в проекте, доходило до 40 человек.
Это, по вашей оценке, самый значимый проект. А какие еще были выполнены в последнее время?
Мы выполнили проекты в УГМК-Сталь, ОМК (совместно c SAP), на шахте «Красноармейская-Западная №1» и проект в птицеводческой и пищеперерабатывющей отрасли.
Но все-таки ваша компания преимущественно работает с предприятиями горно-металлургической отрасли?
Безусловно. Залогом успеха работы является профессионализм наших специалистов и глубокое знание процессов данных предприятий. Что же касается аспектов реализации, то поскольку в данной отрасли мы уже выполнили успешно более десятка проектов, особых трудностей не было. Весь круг задач, которые обычно являются сдерживающим фактором при реализации подобных проектов компаниями, не имеющими достаточного опыта, был нам хорошо известен: это и вопросы сухого веса и теоретического веса, и вопросы, связанные с необходимостью корректировок веса между переделами за счет нюансов металлургического производства, отличающегося в ряде случаев некоторой неопределенностью и нелинейностью по отношению к заданным на входе параметрам. Данный список можно продолжить: вопросы конфигурации и классификации, определения принципов кодирования основной записи; вопросы, связанные с формированием специфической отчетности, например, баланса металла.
То есть главным залогом успеха являются все-таки люди. В нашем случае это специалисты, имеющие более чем 10-летний опыт внедрения SAP, работавшие на промышленных предприятиях.
Не менее важным фактором успеха является понимание и поддержка задач со стороны руководства предприятия.
Успехи вашей компании достаточно очевидны. Но вы все же редкий гость в средствах массовой информации.
Давайте назовем это «жизненной позицией».
И в заключение. Расскажите, пожалуйста, вкратце о себе. И каково ваше видение перспективы?
Если кратко: родился я в г. Макеевке (Донецкая обл., Украина), закончил Донецкий политехнический институт. Работать начал на Новолипецком металлургическом комбинате. Потом — на заводе холодильников Стинол. Первый опыт внедрения проекта SAP был получен на заводе в 1996 г. С 2001 г. работаю в компании Мекомп. За эти годы я участвовал во внедрении SAP на более чем десяти металлургических предприятиях. Что касается перспектив, то они весьма хорошие.
Интервью подготовила Татьяна Игнатенко
Топ-менеджмент АрселорМиттал о проекте внедрения SAP
Виш Вананд Вайдисваран, глава администрации по финансам, главный бухгалтер ОАО «АрселорМиттал Кривой Рог», отметил: «Возможности для полного и качественного внедрения системы сейчас благоприятные, хотя связаны они с обстоятельствами, не лучшими для производства. Однако его меньшие объемы, а значит и меньшие закупки, продажи и другие бизнес-процессы облегчат прохождение этапа внедрения системы.
В ходе опытной эксплуатации, в процессе координации и консолидации информации система SAP работает параллельно с действующими на предприятии информационными системами. Этому этапу предшествовала большая работа по подготовке пользовательских рабочих мест в структурных подразделениях, развитие компьютерной сети, разработка модулей, а главное — подготовка пользователей, обучение людей работе в системе SAP».
Оливье Киляни, старший программный директор проекта SAP отдела финансов компании ArcelorMittal, подчеркнул, что запуск системы SAP в Кривом Роге имеет стратегическое значение для всего холдинга: «Здесь необходимо отметить, что запуск SAP — это не просто отдельное внедрение на отдельном предприятии. Все мы являемся участниками всемирного концерна, а потому, образно говоря, должны общаться на одном финансовом языке. Представьте, что, например, в Казахстане существует своя система учета, а топ-менеджеры из Европы вынуждены выстраивать расчеты по другим правилам. Администрация корпорации должна иметь проверенную информацию, которая будет унифицирована. Полная и общая информация, собранная и подготовленная по единым стандартам, помогает принимать правильные стратегические решения, которые выходят за рамки одной страны.
Таким образом, с SAP мы получим систему, которая легко «читается» и понимается специалистами в других странах. В Казахстане, отказавшись от ведения учета посредством местных финансовых систем, корпорация смогла оптимизировать бизнес-процессы в АрселорМиттал Темиртау. То же мы хотим сделать и на Украине, интегрировав мощности Криворожского комбината в корпорацию, увеличить получаемую прибыль и улучшить рабочие процессы».
По материалам www.arcelormittal.com.u