Портовики ожидают серьезных убытков в связи с повышением тарифов на железнодорожные перевозки
В настоящее время уровень тарифов на перевозку грузов через отечественные порты в 2-4 раза меньше действующих тарифов на перевозку грузов через сухопутные погранпереходы. В результате экспортеры, используя фактор низких тарифных ставок, переориентировали грузопотоки на российские порты. Так, по итогам работы за 9 месяцев 2004 г. объем международных перевозок грузов в направлении погранпереходов увеличился на 7,1% при росте объемов перевозок в направлении российских портов на 29,7%. По информации ФСТ, в результате доходность РЖД по перевозке грузов в направлении портов в 1,94 раза ниже, чем в направлении погранпереходов. По оценке ФСТ, в 2004 г. перераспределение объема перевозок в пользу морских портов приведет к снижению доходной базы РЖД на 5-7 млрд руб. По мнению железнодорожников, если не принимать сейчас никаких мер, то в следующем году ситуация может только ухудшиться. Неудивительно, что в этих условиях РЖД предложило в 2005 г. повысить тарифные ставки при перевозках грузов в направлении морских портов на 12,5% при сохранении тарифов в направлении погранпереходов на уровне 2004 г. При этом железнодорожники считают, что дифференцированная индексация тарифов на грузовые перевозки практически не отразится на конечной цене продукции и не повлияет на конкурентоспособность российских портов по сравнению с иностранными.
Вчера правление Федеральной службы по тарифам поддержало предложение РЖД о дифференцированной индексации тарифов на грузовые перевозки в 2005 г. Теперь можно уже с полной уверенностью говорить о том, что в следующем году тарифные ставки на перевозки грузов в направлении морских портов возрастут на 12,5%, а тарифные ставки на перевозки в направлении сухопутных погранпереходов останутся без изменений. «Мы удовлетворены решением, принятым на заседании правления Федеральной службы по тарифам, поскольку считаем его хорошо продуманным и взвешенным», – отметил вице-президент РЖД С. Бабаев.
Однако в одном из крупнейших российских портов не хотят мириться со сложившейся ситуацией. Как пояснили RBC daily в пресс-службе Морского порта Санкт-Петербург, предлагаемая индексация изменит структуру экспортно-импортных грузопотоков за счет снижения конкурентоспособности морских портов РФ и приведет к переориентации участников внешней торговли на порты стран Балтии и Финляндии. В настоящее время объем грузов Большого порта Санкт-Петербург (куда входит и Морской порт Санкт-Петербург), перевозимых по железной дороге, составляет 67,3% от общего грузооборота порта. В пресс-службе Морского порта Санкт-Петербург отмечают, что компании группы при повышении тарифов понесут значительные убытки в виде недополученной прибыли. По предварительным оценкам, снижение грузооборота Большого порта Санкт-Петербург вследствие перераспределения грузов между портами стран Балтии и Финляндии может привести к потере федеральным и местным бюджетами более чем 1 млрд руб. По оценкам транспортных аналитиков, с которыми удалось пообщаться корреспонденту RBC daily, именно по Морскому порту Санкт-Петербурга данное повышение может ударить сильнее всего: он уже который год конкурирует с портами Прибалтики и Украины.
При этом портовики будут бороться, несмотря на решение ФСТ. Вчера руководство группы компаний Морской порт Санкт-Петербург направило письмо губернатору Санкт-Петербурга В. Матвиенко с просьбой поддержать обращение к правительству РФ о недопущении однонаправленного повышения тарифов на перевозки внешнеторговых грузов через российские порты и проведении сбалансированной политики по развитию ведущих российских экспортных морских портов. В группе компаний отмечают, что Морской порт Санкт-Петербург совместно с Ассоциацией морских торговых портов (АСОП) в ситуации с повышением тарифов будет отстаивать интересы портовиков. «Несмотря на решение правления службы, АСОП намерена продолжить работу, направленную на необходимость пересмотра данного решения, совместно с Минэкономразвития, ФСТ, Минтрансом, – сказал RBC daily гендиректор московского представительства АСОП А. Шиманский. – Мы считаем, что предложение РЖД о повышении тарифа не имеет экономического обоснования и противоречит интересам развития транспортной инфраструктуры России».
Однако опрошенные RBC daily эксперты считают, что едва ли усилия портовиков дадут ощутимый результат. По словам директора санкт-петербургского Агентства специальных исследований Р. Тертеряна, решение ФСТ о повышении тарифов говорит о хороших лоббистских возможностях Российских железных дорог – бороться с крупной государственной компанией частным портам пока не под силу. «Если порты смогут найти способ отстоять свои интересы, если за них вступится ФГУП Росморпорт (за ним закреплены федеральное имущество портов и портовые сборы – прим. RBC daily), тогда, может, у них что-то и получится, – говорит Р. Тертерян. – Но пока эта структура недостаточно оформилась и едва ли сможет серьезно повлиять на позицию правительства, тогда как от РЖД зависит очень многое».
Просмотров: 124
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.