Маяки скрываются в тумане. Российский и мировой рынок стали: 3-10 ноября 2024 г.

Маяки скрываются в тумане. Российский и мировой рынок стали: 3-10 ноября 2024 г.
Мир впереди ждут большие перемены, как заявил президент в своей речи в Валдайском клубе. Очень хочется надеяться, что это будут перемены к лучшему. Но если дальние цели более-менее видны, то ближайшее будущее затянуто туманом.

В российской экономике главным источником неопределенности является денежно-кредитная политика Центрального банка. То есть, сама политика выглядит вполне определенной. Загодя вынесено «штормовое предупреждение» о высокой вероятности дальнейшего повышения ключевой ставки в декабре, «под елочку». Не совсем понятными выглядят цели и последствия такой политики.

С одной стороны, дорогие деньги сами по себе становятся проинфляционным фактором, так как ведут к увеличению затрат и способствуют подъему цен. Но, с другой стороны, они оказывают неравное влияние на различные сектора экономики и даже конкретные компании.

Как совершенно справедливо отмечают российские промышленники, ни один бизнес не может нормально развиваться при такой высокой стоимости кредитов. Особенно в ситуации, когда на российский рынок выходят все больше китайских компаний, которые у себя дома имеют и дешевые деньги, и всестороннюю государственную поддержку вплоть до прямого субсидирования. Высокая ставка уже в ближайшие месяцы может произвести страшное опустошение в рядах российского малого и среднего бизнеса и привести к серьезному падению спроса на металлопродукцию.

В то же время, вице-премьер Александр Новак успокаивающе заявил на пленарной сессии Русского экономического форума, что высокий уровень ключевой ставки не может сохраняться надолго. По его словам, российские власти совместно работают над снижением инфляции, а также стимулируют те отрасли, в которых не спрос избыточный, а предложение недостаточное. Кстати, это тоже приводит к повышению цен и росту инфляции.

Если не брать в расчет версию о том, что действия Центрального банка допускают глубокий экономический кризис, лишь бы был выполнен KPI по снижению инфляции, напрашивается вывод о том, что российским властями в данный момент не нужен рост ВВП как таковой. Точнее, рост нужен не всякий, а в определенных местах.

Неоднократно и на различных уровнях говорилось, что в стране дефицит ресурсов. Не хватает, в первую очередь, кадров — как специалистов, так и грамотных управленцев. Решить эту проблему в краткосрочном периоде невозможно. Это не гастарбайтеров завозить. Поэтому вполне логичной видится стратегия сосредоточения этого критического ресурса на важнейших направлениях. С использованием не только пряников, но и кнутов, вплоть до физического устранения конкурентов за руки и мозги. Причем все делается «втемную», без лишней огласки.

Правительство, действительно, больше занимается приоритетными отраслями. Оборонкой, электроникой, авиа- и судостроением, станками, фармацевтикой, рядом других направлений, что признаны жизненно важными для страны. На проекты в этих сферах находятся и деньги, и кредиты по льготной ставке, и китайские конкуренты им, наверное, не слишком докучают. Что-то подкидывают на семейную ипотеку, на важнейшие инфраструктурные стройки наподобие моста через Лену.

Как говорится, все для фронта, все для победы. О том, насколько высоки ставки, лично рассказал президент. Мобилизационная экономика, как оно есть, только немного на новый лад. Подразумевается, что реально нужные инвестиции получат господдержку, а остальные сейчас, скажем так, не своевременные.

Особенно это относится к тем отраслям, где есть избыток производственных мощностей. Металлургия — очень характерный пример. С высоких трибун сейчас пропагандируют, в первую очередь, проект Магнитогорского меткомбината по созданию импортозамещающего производства прокатных валков. Наверное, это даже не намек, а прямое указание на то, что сейчас требуется больше всего.

Правда, если цель такова, то средства, скажем, оставляет желать лучшего. И это несколько снижает вероятность данной версии с хитрым планом. Повышение ставки — слишком сильный и грубый инструмент. Сейчас он уже приносит больше вреда, чем пользы. Самый большой риск заключается в том, что дальнейший рост «ключа» вызовет не снижение, а резкое ускорение инфляции. И тогда уже всем придется плохо и тяжело.

Кроме того, концепция разделения инвестиционных проектов на нужные и «остальные» требует большей активности со стороны правительства. Ресурсы ФРП и других инструментов господдержки не так уже велики по сравнению со всем масштабом экономики. Чересчур большой отсев получается. Да и сам процесс рассмотрения и удовлетворение заявок длительный и довольно сложный.

В общем, все пока довольно туманно. Очевидно, что продолжение прежней политики с очередным повышением ставок в декабре вызовет дальнейшее сужение спроса на металлопродукцию и сокращение ее производства. Скорее всего, не за горами и банкротства наиболее уязвимых игроков. В то же время, ситуация зашла уже слишком далеко. Не понятно, как ее разворачивать в другую сторону без радикальных шагов.

Цены на стальную продукцию на споте немного поднялись во время выставки «Металл-Экспо» и вскоре после нее, но продолжение выглядит не слишком вероятным. Всему виной — падающий спрос, который делает избыточным любое предложение. Меткомбинаты в ноябре сбавили котировки на некоторые виды стальной продукции на первичном рынке, сократив разницу по сравнению со спотом, а кое-где и обеспечив дистрибьюторам небольшую положительную маржу. Но пока что в ожиданиях маловато позитива.

На мировом рынке стали все смотрели на Китай, где с 4-8 ноября происходило заседание Постоянного комитета Народного конгресса. Там действительно были приняты важные решения, но их влияние на экономику страны еще надо будет оценить.

Новые правительственные меры направлены на сокращение так называемых «скрытых долгов» провинциальных органов власти, которых кризис в строительном секторе лишил изрядной доли доходов. В течение 2024-2026 гг. правительство КНР будет дополнительно выпускать специальные облигации на сумму 2 трлн. юаней ($280 млрд.) в год, чтобы местные власти смогли с их помощью рефинансировать свою задолженность. Кроме того, с 2024 по 2028 гг. они будут получать напрямую из бюджета по 800 млрд. юаней в год, чтобы выплатить сами долги. Еще 2 трлн. юаней будет выделено до 2029 г., чтобы расплатиться по обязательствам местных властей, связанных с реновацией жилья и расселением трущоб.

Как и ранее объявленные меры по поддержке девелоперских компаний, эти действия правительства направлены не на развитие, а на предотвращение финансового кризиса. В частности, местные органы власти должны будут сократить скрытые долги от 14,3 трлн. юаней в настоящее время до 2,3 трлн. юаней к 2029 г. и сэкономить порядка 600 млрд. юаней на уплате процентов.

Очевидно, уменьшив задолженность, местные администрации будут направлять больше средств на развитие своих территорий. Но этот процесс будет растянут на несколько лет. При этом он не решает вопрос с восстановлением строительной отрасли и дальнейшим развитием промышленности. Поэтому, вероятно, китайский рынок стали пока что слабо отреагировал на решения правительства. Котировки на стальную продукцию мало изменились в течение прошедшей недели. Хотя, возможно, прибавят на следующей.

Немаловажно то, что китайские власти открыли ряд отраслей для иностранных инвестиций. Корпорация ArcelorMittal уже заявила, что ее китайское СП с местной компанией Hebei Jinxi намерено построить два новых завода по выпуску горячекатаного проката и электротехнической холоднокатаной стали. Это будет способствовать созданию новых производственных мощностей, хотя в Китае они и так везде избыточные.

Впрочем, уровень оптимизма в китайской экономике несколько уменьшился вследствие победы Дональда Трапма на американских выборах. От колоритного возвращенца в Белый Дом ждут многочисленных «злодейств», словно от салтыков-щедринского медведя-воеводы. В том числе, считается, что он снова развяжет экономическую войну против Китая. Однако до инаугурации еще два месяца, да и после нее много, что может произойти. Как говорится, проблемы надо решать по мере их поступления, а не накручивать себя заранее.

Хотя, конечно, такая неопределенная ситуация, от которой всего можно ожидать, нервирует. Это касается и российской экономики, в которой нарастают негативные тенденции при некоем параличе всех органов власти, окромя Центробанка, и общей обстановки в мире. Очевидно лишь, что впереди — очередной кризис. А чтобы его благополучно пережить, надо быть умелым и эффективным.

Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе "Аналитика".

Приглашаем всех принять участие в выставках и конференциях в 2025 г. Первые в будущем году конференции состоятся 13-14 февраля в Сочи, где пройдет "Региональная металлоторговля России" и 20-21 марта в Москве, где соберутся участники рынка оцинкованного и окрашенного проката.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 544

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter