Экономика | 26 октября 2004 г. | 11:31

Государство нашло способ «приструнить» крупный бизнес

У государства может появиться новый инструмент контроля над крупным бизнесом. Чиновники предлагают распространить антимонопольное регулирование на олигополии — т. е. сразу на несколько компаний, в совокупности контролирующих больше половины рынка. За злоупотребление доминирующим положением таким компаниям придется платить штрафы в размере 2-4% от годовой выручки. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) написала проект нового закона о конкуренции, который должен прийти на смену «морально устаревшему» закону от 1991 г. Главным новшеством закона обещает стать новое определение «доминирующей компании». Сегодня к этой категории относятся компании, чья доля на рынке превышает 65%. Закон запрещает им устанавливать монопольно высокие или низкие цены, сокращать производство товара, на который имеется спрос, или продавать свой товар по разным ценам разным категориям потребителей. Эти нормы останутся и в новом законе, но сфера их применения существенно расширится. Чиновники предлагают считать доминирующими каждую из трех компаний, в совокупности контролирующих более 50% рынка, или каждую из пяти компаний, контролирующих 70% рынка. Параллельно ФАС готовит поправки в Кодекс по административным правонарушениям, которые позволят службе штрафовать компании за злоупотребление доминирующим положением на 2-4% от годового оборота компании. «Сейчас мы не можем доказать ни соглашения, ни согласованного поведения двух-трех абсолютно независимых компаний, которые контролируют большую часть рынка и необоснованно повышают цены одновременно, — сетует начальник аналитического управления ФАС А. Сушкевич. — Хотя это ничем не отличается от монопольного повышения цен». Например, в январе чиновники антимонопольного ведомства решили, что ММК и Северсталь виновны в ценовом сговоре, и предписали им понизить цены на стальную заготовку. Но Северсталь обжаловала это предписание в московском арбитражном суде и выиграла дело. В конце октября ФАС подала апелляцию. Сейчас ФАС рассматривает несколько десятков дел по злоупотреблению монопольным положением, говорит Сушкевич. «После принятия закона изменится качественный состав дел, — прогнозирует он. — Мы сможем заниматься отраслями, на которые сегодня повлиять не в состоянии, несмотря на то, что от них сильно зависит вся экономика. Например, розничной торговлей бензином». По новым правилам доминирующими окажутся большинство крупных отечественных компаний, предупреждают аналитики. «ФАС придется значительно расширить штат, — иронизирует В. Смольянинов из ФК УралСиб. — Российская индустрия очень высоко концентрирована, практически в каждой отрасли есть доминирующие компании”. Например, Магнитка, НЛМК и Северсталь контролируют более 90% рынка проката, в трубной отрасли доминируют ТМК, ОМК и ЧТПЗ, а в алюминиевой — Русал и СУАЛ. «Во многих регионах рынки сбыта нефтепродуктов полностью поделены между двумя-тремя компаниями», — констатирует В. Нестеров из Тройки Диалог. «В телекоммуникации в каждой подотрасли и регионе есть три оператора, которые держат более 50% рынка», - добавляет А. Яковицкий из UFG. Компании не ждут от новых правил конкуренции ничего хорошего. «Если ряду ведомств поставлена задача сократить ВВП, то все делается правильно», — говорит заместитель гендиректора НЛМК А. Базулев. А президент крупнейшего российского сотового оператора — МТС В. Сидоров объясняет бурное развитие мобильной связи в России полным отсутствием ценового регулирования. «Было бы очень обидно, если норма, которая задумывалась не под нас, ударит и по нам, — сожалеет Сидоров. — В мобильной связи консолидация необходима для привлечения ресурсов и капитала». Юристы же пребывают в недоумении. «Практики судебных разбирательств, связанных со злоупотреблением доминирующим положением, не наработано, и во что выльются эти драконовские меры, думаю, не знают даже чиновники», — разводит руками управляющий партнер компании Legas Д. Дякин. А по мнению нью-йоркского партнера Clifford Chance Майкла Нотона, то, что российские чиновники предлагают считать доминирующим положением (например, 60% рынка под контролем трех компаний), американские регуляторы скорее сочли бы здоровой конкурентной средой.
Источник: Ведомости
Просмотров: 39

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter