Металлургическая мозаика

#169

В районах месторождений полиметаллических руд в трухлявых пнях, старых шишках и коре сосен и лиственниц можно найти самородное золото, соли серебра и платины.

Ученые находили до 3 кг серебра, почти 200 мг золота и 5 г платины. В лесах, растущих над рудными телами, формируются микробы, выполняющие функции старателей. За многие годы они вытягивают из почвы растворимые соли драгоценных металлов, а корни деревьев понемногу высасывают их из глубины. После сгнивания живое вещество древесины превращается в углекислый газ, а металлы остаются в гнилых пнях.
#168

До 40-х годов XX в. небольшие дозы радиации считались полезными для здоровья.

В Европе, например, можно было купить одеяла, пропитанные радием, эманаторы для приготовления радиоактивной питьевой воды и даже шоколад с бромидом радия.
#167

На ежегодной выставке роскошных вещей, состоявшейся в 2007 г., была продемонстрирована машина Maserati Quattroporte в золоте.

Машина окрашена специальной краской, в которую добавлены частицы золота. Краской окрашены кузов, решетка радиатора, колесные диски. За эту позолоту нужно дополнительно заплатить €60 тыс. Заказы на такие автомобили уже принимаются.
#166

Гордостью французского торгового флота до Второй мировой войны был гигантский пассажирский лайнер «Нормандия», построенный в 1932 г.

Он имел водоизмещение 83,2 тыс. т и паровые турбины мощностью 160 тыс. л.с. Это был цельнометаллический корабль, на котором из дерева были сделаны только два предмета — колода для рубки мяса на камбузе и концертный рояль.
#165

У одной из самых дорогих в мире автомашин Rolls-Royce модели Phantom на пробке радиатора всегда устанавливается статуэтка «Дух экстаза» — летящая крылатая женщина.

Один из дилеров элитных автомобилей на Манхэттене заменил эту статуэтку ювелирным аналогом, выполненным из платины и инкрустированным бриллиантами. Вещица ручной работы обойдется покупателю в $200 тыс. и увеличит стоимость автомобиля в 1,5 раза.
#164

Создатель массового производства автомобилей Генри Форд участвовал в США в автомобильных гонках с одной из первых своих машин. Автомобиль одного из конкурентов при этом разбился.

Предприимчивый Форд подобрал из его обломков некую деталь, которая, как оказалось, была сделана из новой для того времени марки стали, легированной ванадием. После этого была создана самая массовая автомашина XX в. Ford модель «Т», или «жестянка Лиззи», как ее звали американцы. Она была сделана из высокопрочной ванадиевой стали. 15 млн этих автомашин, выпускавшихся с 1908 до 1927 г., превратили Америку в автомобильную страну. Модель «Т» производили также в Великобритании и Германии.
#163

Самым большим судном, сделанным их обычной судостроительной стали, является танкер «Глобтик Токио» (водоизмещением 550 тыс. т), построенный в 1973 г. в Японии.

Самый длинный стальной корабль — танкер «Батилиус», длиной 414,2 м, он был спущен на воду в 1976 г. Первым в мире стальным кораблем был английский винтовой пароход «Энни», построенный в 1864 г. из пудлинговой стали, и поэтому был довольно дорогим (дешевая мартеновская сталь тогда еще не производилась). Его водоизмещение составляло всего 430 т.
#162

Самым большим железным судном XIX в. был пароход «Грейт Истерн», спущенный на воду в 1858 г.

Этот железный гигант, построенный в Великобритании, имел длину 210 м и водоизмещение 32,7 тыс. т, что в 5 раз превосходило водоизмещение любого из построенных до него судов. Почти полвека он оставался самым большим кораблем в мире. В конструкции «Грейт Истерна» использовалось свыше 10 тыс. железных листов длиной по 3 м и угловые профили размерами 102х102х16 мм. С помощью корабля в 1866 г. прокладывался трансатлантический телеграфный кабель, связавший Европу с Америкой.
#160

Современные требования экологии привели к необходимости снабжать автомобили каталитическими фильтрами для уменьшения выбросов в атмосферу окислов азота и угарного газа.

Перед выхлопной трубой устанавливается фильтр с корпусом из нержавеющей стали, внутри которого находятся каналы — соты, на них наносится слой платины, палладия или родия общей массой 3—5 г. Пройдя через такой фильтр, вредные выхлопные газы превращаются в углекислый газ, азот и водяной пар.
#159

В 1931 г. заместитель наркома обороны посетил Ижорский металлургический завод, выпускавший также и бронеавтомобили.

Он обратил внимание конструктора Н. Дыренкова на то, что в США выпускают бронемашины с наклонными листами брони, от которых рикошетируют пули. Конструктор сообщил, что работа над созданием такой модели уже ведется, и завтра он готов ее продемонстрировать. После ухода гостя Н. Дыренков велел снять кузов со своей легковой автомашины, и к вечеру на шасси стоял фанерный макет, сделанный плотником по наметкам конструктора. Затем макет разобрали, по фанерным лекалам вырезали из листов брони панели, собрали из них кузов и установили на шасси. Осталось только окрасить броневик, высушить краску паяльной лампой и предъявить его начальству на следующий день для пробных стрельб.
#158

В центре Чикаго индийский скульптор А. Капур

соорудил пустотелую скульптуру из полированных листов нержавеющей стали в форме слегка сплющенной сферы на стальном каркасе. Жители города зовут ее «Фасолька», хотя автор назвал свое произведение «Облачные врата».
#157

Иконописцы в старину смешивали сусальное золото с медом

для того, чтобы получить золотые чернила.
#156

До начала 1930-х годов кузова всех легковых автомобилей представляли собой прямоугольные коробки,

сделанные из стального листа, прокатанного в основном листовым методом и мало пригодного для объемной штамповки. Лишь после пуска полунепрерывных станов горячей прокатки и ленточных станов холодной прокатки, производивших с натяжением хорошо штампуемую сталь в рулонах, появилась возможность создания кузовов автомашин обтекаемой формы, сделанных из панелей, производимых холодной штамповкой с глубокой вытяжкой. Первый такой машиной в США стал Chrysler Airflow, выпущенный в 1934 г. из листов полунепрерывной горячей ленточной прокатки.
#155

Поговорка «Клин вышибают клином» актуальна в частности и тогда, когда речь идет о применении тяжелого металла селена для борьбы с отравлениями свинцом, кадмием и ртутью.

Соединение селена с антиоксидантом ксантеном является лекарством, помогающим справиться с отравлениями тяжелыми металлами, выводя их из организма. В Финляндии после введения селена в рацион питания населения количество сердечно-сосудистых патологий уменьшилось в 2,5 раза, онкологические заболевания сократились в 1,8 раза, а общий уровень заболеваемости снизился на 47,4%.
#154

В современной космической ракете вес топлива и окислителя составляет почти 90%, иначе ракета не сможет выйти на орбиту.

Поэтому важной задачей для ее создателей является максимальное снижение веса конструкции ракеты. Огромные баки для хранения топлива и окислителя диаметром до 3-4 м и длиной до 15 м чем-то напоминают надувные резиновые шарики. Они сделаны из тонкостенной нержавеющей стали. Ее минимальная толщина — всего 0,1-0,2 мм, почти как у лезвия безопасной бритвы.
#153

В годы Первой мировой войны англичане изготовили первые железобетонные суда.

Одно из них, «Армистик», в течение 25 лет осуществляло регулярные рейсы между Ливерпулем и столицей Нигерии Лагосом. Самый крупный железобетонный корабль «Сельма» имел длину 128 м. В Англии до сих пор ежегодно проводятся гонки на байдарках из армоцемента — соединения цемента с железной арматурой, которое существенно легче железобетона.
#152

В 2003 г. на Международной ярмарке игрушек в Нью-Йорке была представлена необычная кукла Baby Bright Eyes.

Она очень реалистично копировала мимику глаз маленького ребенка. Для этого была использована проволока диаметром 50 микрон из сплава с памятью формы нитинол. Мускул, использовавшийся для приведения в движение глаз куклы и сделанный из этого сплава, действует путем нагрева от микробатарейки напряжением 1,8 В и управляется микропроцессором.
#151

Славянские ополченцы в эпоху борьбы с тевтонскими рыцарями (в XIII в.) имели только дешевое и примитивное вооружение: меховые куртки с закрепленными на груди металлическими пластинами, меховые шапки, кольчужки из проволоки.

Оружием многих из них являлся моргенштерн, что в переводе с немецкого означает «утренняя звезда». Это был медный шар на короткой цепи, прикрепленный к деревянной рукоятке, изнутри залитый свинцом и снабженный железными шипами. Удар таким оружием был смертельно опасен даже для хорошо защищенных воинов в богатых доспехах — латах, стальных шлемах и кольчугах.
#150

Что может быть проще железного гвоздя? Его форма не меняется с античных времен.

Однако в 1995 г. была предложена новая конструкция гвоздя. В южных штатах США жилые дома строят из легких деревянных элементов и фанеры, скрепленных гвоздями. Во время частых ураганов и торнадо такие постройки быстро разрушаются, так как крепежные гвозди вырываются из древесины, срезаются или пробивают обшивку. Гвозди новой конструкции делают из высокопрочной углеродистой стали, противостоящей срезу. Они имеют винтовой стержень, сопротивляющийся выдергиванию из древесины, и обладают более широкой шляпкой, которая затрудняет пробой обшивки. Применение таких гвоздей позволит повысить сопротивляемость деревянных конструкций во время стихийных бедствий.
#149

Микроминиатюрщик Н. Алдунин увлекся этим уникальным искусством 13 лет назад, когда работал токарем на литейном заводе близ Тулы.

Первым делом он подковал блоху, которую поймал на любимом коте Чипе. Работа заняла месяц, после чего на лапках блохи красовались четыре золотые подковки, каждая шириной 40 мк, длиной — 50 мк. Каждую подковку держали три 5-микронных гвоздя. После этого Николай стал делать удивительные микроминиатюры: например, Останкинская телебашня, уменьшенная в 850 тыс. раз, танк Т-34-85, винтовка в 3 тыс. раз меньше оригинала.