Как же мышкам стать ежиками? Российский и мировой рынок стали: 19-26 января 2025 г.

Как же мышкам стать ежиками? Российский и мировой рынок стали: 19-26 января 2025 г.
Были у нас спокойные недели, а теперь нам покой, наверное, только сниться будет, и то лишь изредка. На повестку дня и в России, и в Китае, и в США, и в Евросоюзе выходят стратегические вопросы, решение (или нерешение) которых будет определять дальнейшие события и процессы на годы вперед.

Самое неприятное здесь заключается в том, что все, в принципе, представляют, что надо делать, но никто не может ответить на вопрос: «Как?». В общем, оказались мы в положении мышек, которые получили совет от Мудрой Совы, а теперь пытаются примерить его к реальной жизни. Причем, ежиками становиться реально надо, иначе нормального житья вообще не будет.

Так, для России на состоявшемся на прошедшей неделе совещании по экономическим вопросам президентом была поставлена задача перехода к модели сбалансированного роста с низкой инфляцией, развитием экономики предложения, укреплением технологического суверенитета и созданием необходимой инфраструктуры. В приоритетах остается достижение высоких темпов экономического роста.

Для этого, прежде всего, нужны инвестиции — государственные и частные. Для первых необходимы сбалансированный бюджет с достаточно значительной доходной и расходной частью, а также наличие компетентных органов для управления экономикой. Для вторых — предсказуемость налоговой и денежно-кредитной политики и наличие емкого рынка сбыта. Однако сейчас и с тем, и с другим есть проблемы. В немалой степени они обусловлены текущей военно-политической обстановкой и санкциями, но в последние месяцы к ним добавляются и внутренние негативные факторы.

Безусловно, с низкой инфляцией экономика работает лучше. Но выполнение стратегического решения по ее снижению наталкивается на чисто технические трудности. Борьба с инфляцией, которую уже больше года ведет Центральный банк, пока, к сожалению, не приносит результатов. Как признают в ЦБ, ее уровень продолжает расти. По итога года он составил 9,52%, что превышает прогнозы, а отдельно в декабре — 9,96%.

Эти показатели постепенно увеличиваются, равно как растут и инфляционные ожидания населения и бизнеса, согласно оценкам того же Центрального банка. В связи с этим снова возникает резонный вопрос: а действительно ли повышение ключевой ставки способствует снижению инфляции?

В ЦБ, как сообщает РИА «Новости», по-прежнему непоколебимо считают, что «ключевая ставка должна долгое время быть намного выше не только текущей инфляции, но и высоких инфляционных ожиданий». Это обосновывается тем, что высокие ставки не только по кредитам, но и по депозитам способствуют сужению избыточного спроса на потребительские и инвестиционные товары и услуги.

В условиях постоянного и неустранимого дефицита рабочей силы предложение в обозримом будущем увеличить не удастся. Поэтому равновесие необходимо устанавливать посредством не сложения или умножения, а вычитания. А экономический спад, который провоцируется высокой ставкой, является печальным, но неизбежным побочным эффектом.

Однако такая политика, как отмечается, в частности, на канале «Суверенная экономика», вступает в очевидные противоречия с целями правительства, которые предусматривают, в первую очередь, ускорение экономического роста, достижение технологического суверенитета и т. д. Для этого, конечно, полезна низкая инфляция, но совершенно необходимы относительно низкие процентные ставки. Иначе любые инвестиционные проекты станут возможны только с господдержкой, а для реализации подобной политики никаких денег не хватит. Особенно, в нынешних условиях.

Не так давно о сокращении своей инвестиционной программы почти в полтора раза по сравнению с 2023 г. заявило ООО «РЖД». Об уменьшении капиталовложений сообщают все отрасли — от аграриев до портов. Выполнен и перевыполнен план по снижению объемов корпоративного кредитования: в ноябре, по данным Центробанка, оно уменьшилось на 31,1% по сравнению с октябрем, но на инфляцию это никак не повлияло.

Ускоряется спад в строительстве. По данным ассоциации «Союзцемент», которые приводят «Известия», в октябре потребление цемента в России упало на 21% по сравнению с тем же месяцем 2023 г., а в декабре спад ускорился до 24%. Между тем, спрос на цемент находится в прямой корреляции с рынком арматуры и другого проката строительного назначения.

На совещании по экономическим вопросам президент напомнил, что еще в декабре на встрече с деловыми кругами была достигнута договоренность о возобновлении работы правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики, которая действовала в период короновируса.

Как говорится, лучше поздно, чем никогда. Центробанк не зря извращается со ставкой. Просто он никак не может повлиять на самый весомый проинфляционный фактор — постоянный рост затрат бизнеса на импортные материалы, комплектующие и товары, на газ и электроэнергию, на логистику, на налоги и платежи, наконец. Здесь абсолютно необходимо широкомасштабное содействие со стороны правительства и других исполнительных и законодательных органов.

Кое-что действительно уже делается. Так, например, принято решение о беспошлинном импорте 150 тыс. т картошки. Кстати, без шуток. В 2024 г. именно картофель показал наибольший рост цен из всех продовольственных и непродовольственных товаров, на основании которых Центральный банк рассчитывает инфляцию.

Будем надеяться, что высоким процентным ставкам как антиинфляционной мере удастся найти более разумную альтернативу. Потому как российский рынок стальной продукции нынешние экономические тенденции просто не выдерживает.

Производство стальной продукции в России в последние месяцы сократилось из-за сужения видимого спроса. Но возможности для уменьшения выпуска без остановки доменных печей и выведения из эксплуатации прокатных станов оказались не беспредельными. Объем предложения не удалось привести в соответствие с текущими потребностями. Что и привело к накоплению складских излишков и падению цен. В особенно тяжелое положение попали сварные трубы, которые не только дешевеют сами, но и тянут за собой вниз рулонный прокат.

Конечно, если текущие тенденции будут продолжаться достаточно долго, можно будет дождаться чьих-либо банкротств. Но в руководстве российских металлургических компаний преобладают компетентные профессионалы, пережившие уже не один кризис. Поэтому ждать можно будет весьма долго. Особенно, если учесть, что ухудшение рыночной обстановки происходит достаточно плавно и предсказуемо, так что возможности для последовательного приспособления к новым условиям имеются. Да и государство не будет безучастно смотреть за разорением крупных предприятий.

По крайней мере, у нас понимают, что текущие сложные проблемы российской экономики не имеют быстрых и простых решений. Но таких проблем выше крыши и в других странах. Например, просто колоссальной сложности задача стоит перед новым американским руководством, если оно действительно желает осуществить «рениндустриализацию» Штатов и превратить их в того промышленного монстра, каким они были в 50-60-е гг. прошлого века.

Пока что предложенные решения поражают своей чистой, незамутненной простотой. Надо, во-первых, поручить правительству и всем государственным органам добиться понижения цен на все (какая действенная мера по борьбе с инфляцией! А у нас почему-то со ставками корячатся). Во-вторых, обложить весь импорт пошлинами, чтобы зарубежные компании начали строить предприятия непосредственно в США. В-третьих, потребовать от Саудовской Аравии обвалить цены на нефть и одновременно инвестировать в американскую экономику триллион долларов.

Здесь, конечно, возникает противоречие с другим призывом американского президента о расширении добычи и экспорта нефти и газа в США. Но на самом деле некоторая логика тут есть. Превращение США во «всемирную бензоколонку» возможно и достижимо, если совсем убрать с мирового рынка российскую (а до кучи — иранскую и венесуэльскую) нефть, чтобы американские компании забрали их долю. Правда, во время первого президентского срока Дональда Трампа американцам не удалось «экспортозаместить» и один только Иран.

Европейские проблемы вообще выглядят какой-то черной дырой посреди зеленой тоски. Металлурги Евросоюза уже несколько месяцев бомбардируют Еврокомиссию унылыми призывами не допустить деиндустриализации региона. К ним на прошлой неделе даже присоединилась крупнейшая фракция Европарламента, предложившая перенести введение углеродных тарифов на сталь с 2026-го хотя бы на 2028 г., так как производители к этому решительно не готовы.

Новости по теме

В принципе, европейские компании остаются верными курсу на борьбу с глобальным потеплением и готовы потратить десятки миллиардов евро на внедрение производства «зеленой» стали с минимальными выбросами углекислого газа. Для этого им нужны сущие мелочи — государственные субсидии в размере не менее 50% от запланированного объема инвестиций, а также доступная, надежная и дешевая возобновляемая электроэнергия.

Деньги на такое «святое дело» в Европе есть, но вот с электроэнергией — никак. Ее стоимость в ЕС в несколько раз выше, чем в США или Китае. Очередной жертвой тарифов недавно пал германский производитель спецсталей GMH, кстати, в лучшие для себя времена постоянно участвовавший в «Металл-Экспо». Увы, но электроэнергия может быть либо «зеленой», либо дешевой и доступной, и третьего не дано.

Непростые проблемы стоят перед Китаем, хотя там уже вовсю готовятся к новогодним праздникам по местному календарю. На прошлой неделе китайские компании еще проявляли активность на внешних рынках стальной продукции и повышали цены по всему своему сортаменту, но теперь начинается двухнедельная пауза.

Пока ожидается, что после праздников китайская экономика покажет рост. В четвертом квартале 2024 г. прибавка китайского ВВП составила 5,4%, а по году — 5,0%, и считается, что дальше будет, как минимум, не хуже. В то же время, возможное обострение торговых отношений со США представляет для Китая весьма серьезную угрозу. Поэтому нужно, с одной стороны, искать альтернативные рынки сбыта, а с другой — развивать внутренний спрос. Как это делать в условиях большого избытка производственных мощностей и ограниченности размеров Земного Шара — вопрос нетривиальный.

Что же, решать проблемы стратегического характера всегда нелегко. Но не решать их — еще того хуже.

Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе "Аналитика".

Приглашаем всех принять участие в выставках и конференциях в 2025 г. Первые в текущем году конференции состоятся 13-14 февраля в Сочи, где пройдет "Региональная металлоторговля России" и 20-21 марта в Москве, где соберутся участники рынка оцинкованного и окрашенного проката.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»
Просмотров: 379

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные (авторизованные) пользователи сайта.

Если вы нашли ошибку в тексте, вы можете уведомить об этом администрацию сайта, выбрав текст с ошибкой и нажатием кнопок Shift+Enter